![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Вчера один россиянин рассказал мне о том как менялось его отношение к Украине и украинцам (ссылка на тред).
Я перескажу своими словами — он утверждает что изначально нейтральное отношение большинства его знакомых к украинцам в течение первого года войны изменилось на агрессивно-негативное. Из-за того что украинцы говорили им неприятные вещи в соцсетях.
И в это изменение я готов поверить. Но там где начинается объяснение причин...
Очень возможно что украинцы вели себя агрессивно в соцсетях. Все мы взрослые люди и знаем — Интернет такое место где часто происходит словесная агрессия.
И что? Обидные слова становятся причиной поддерживать войну против их говоривших? Ракетные обстрелы и уничтожение их городов? Как-то того, перебор.
Мне кажется, проблема совсем не в чужих, сколь угодно обидных словах — а в том, что внутри уже зрела готовность согласиться с агрессией своего государства. А нехороший комментарий в соцсетях стал лишь удобным поводом, чтобы разрешить себе это согласие.
Судя по описанию, позиция россиян сместилась от нейтрального „не хочу разбираться“ к полностью совпадающей с официальной позицией в отношении войны. То есть произошло именно то, для чего работает пропаганда, трудятся спецслужбы и чего очень хотелось российским начальникам.
Для меня это выглядит вполне понятной адаптацией личного мнения к тому, которое требуется для комфортной жизни внутри государства, начавшего вторжение и стремящегося обосновать его для своего населения.
Разумеется, это не происходит за один день. И разумеется, есть небольшой процент людей которые сохранят внутреннюю дистанцию от «новой нормы». Но нейтральная масса — будет вынуждена научиться жить внутри нарративов про «бандеровцев», «восемь лет бомбили», «мы были вынуждены отвечать на агрессию НАТО»
Сначала эти люди привыкли и нормализовали для себя всю эту риторику. Дичь стала обыденной и привычной. Потом, не очень задумываясь — они стали использовать ее в общении. А потом (вот как раз в течении первого года) произошло внутреннее согласие на исполнение новой роли.
Но, разумеется, нужно было обосновать для себя произошедшую перемену. А что надёжнее, чем представить жертву недостойной сочувствия — а то и спровоцировавшей агрессию?
no subject
Date: 2025-06-21 11:51 am (UTC)>>кого коллаборантами считают — всех служивших в российской армии, включая срочную службу
Насчет срочной службы вы, полагаю, заблуждаетесь. То есть, я конечно не исключаю что можно найти высказывание какого-то украинского политика, грозившего карами срочникам-крымчанам, но многократно повторяемая официальная позиция Украины заключается в том, что призыв в российскую армию жителей оккупированных территорий является военным преступлением оккупантов. Соответственно, призванные — жертвы этого преступления.
Что касается кадровых украинских военных, оставшихся в Крыму в 2014 году и поступивших на службу в армию РФ, то практически никого из них в Крыму не оставили. Отослали куда подальше.
>>всех работавших в госстуктурах
Нет, не всех. Только начальство. Да и то не скопом, а в индивидуальном порядке, за конкретные дела.
>>всех работников образовательных учреждений
Это неправда. Начальство министерства образования, занимавшееся "внедрением российских стандартов обрразования" — да, считают коллаборантами, по некоторым есть заочные решения судов. Но рядовых учителей или даже директоров школ, тем более вузовских преподавателей, обвинять в коллаборационизме "по должности" нет оснований.
Никаких десятков процентов потенциальных уголовников в Крыму нет, даже вместе с чадами и домочадцами. Сомневаюсь даже в единицах процентов.
Если контроль Украины над Крымом будет вовзращен в рамках переговоров, то российская сторона вполне может пробовать выставлять среди условий амнистию большей части коллаборантов, а даже если ей не удастся добиться принятия этих условий, то у них будет время выехать.
Собственно, даже если контроль над Крымом Украина вернет военным путем, да еще и внезапно, так что выехать коллаборанты не успеют, то амнистия наверняка тоже состоится. Вот больше делать нечего будет украинскому государству в период послевоенного восстановления, как судить каждого гаишника или рядового члена избирательной комиссии!
Я, конечно, не могу предвидеть и гарантировать параметры этой амнистии, но полагаю, что вполне разумным, и весьма вероятным сценарием, является амнистия по ВСЕМ обвинениям в преступлениях против государства, совершенным на оккупированных территориях, при условии отстутвия других обвинений, и отказ в амнистии виновным в преступлениях против жителей оккупированных территорий, окрущающей среды и исторических памятников.
Ну например: некто искренне верил в "право жителей Крыма на самоопределение" и хотел перехода Крыма в Россию, вступил в "отряд самообороны", осаждал украинские военные части, участвовал в организации блок-постов, дежурил на них, после состоявшейся оккупации вернулся к мирной жизни. — АМНИСТИЯ. А вот если после состоявшейся оккупации этот тип участовал в составе "отряда самообороны" в отжатии бизнесов — то никакой амнистии, и пусть ответит за все — за государственную измену, за участие в незаконном вооруженном формировании и за бандитизм. По-моему, справедливо. Не согласны?