Имел довольно странный разговор, больше похожий на то о чем я говорил и спорил лет эдак двадцать назад. Тогда, помню, меня очень занимало то чем был СССР и массу времени тратил на споры об этом с теми, кто его превозносил.
А тут мы начали препираться на тему того был ли СССР колониальным государством. Аргумент туда, аргумент сюда, все остаются при своем мнении — пока мой оппонент не спросил меня о том ощущал ли я тогда, в 80-ые, что я живу в колонии.
И это — очень хороший вопрос. Разумеется, я этого не ощущал. И дело не только в том что я был чертовски юн для того чтоб задумываться над такими концепциями как политическое представительство этносов, их право на самоопределение — и что все это означает для советских людей.
И не только я.
Вопросами такого плана вообще интересуется обычно крайне небольшая часть населения — политики, активисты, национальная интеллигенция.
А в связи со спецификой советской жизни — подобные люди находились в полушаге от тюрьмы (в моменты оттепелей и перестроек) или пыток и смерти (в остальное время).
Так что нет, я не думал тогда что СССР ведет колониальную политику. Но были люди которые это знали и ощущали на себе.
1. Жители запада Украины, помеченные общим подозрением в нелояльности и национализме.
2. Сосланные народы вроде чеченцев и крымских татар
3. Вся история голода начала тридцатых. Даже не в его приложении именно к украинской национальной трагедии, а сама ситуация когда метрополия выкачивает ресурсы и жизнь из провинций.
( Read more... )