![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
адаптация, как и был сказано
Вчера один россиянин рассказал мне о том как менялось его отношение к Украине и украинцам (ссылка на тред).
Я перескажу своими словами — он утверждает что изначально нейтральное отношение большинства его знакомых к украинцам в течение первого года войны изменилось на агрессивно-негативное. Из-за того что украинцы говорили им неприятные вещи в соцсетях.
И в это изменение я готов поверить. Но там где начинается объяснение причин...
Очень возможно что украинцы вели себя агрессивно в соцсетях. Все мы взрослые люди и знаем — Интернет такое место где часто происходит словесная агрессия.
И что? Обидные слова становятся причиной поддерживать войну против их говоривших? Ракетные обстрелы и уничтожение их городов? Как-то того, перебор.
Мне кажется, проблема совсем не в чужих, сколь угодно обидных словах — а в том, что внутри уже зрела готовность согласиться с агрессией своего государства. А нехороший комментарий в соцсетях стал лишь удобным поводом, чтобы разрешить себе это согласие.
Судя по описанию, позиция россиян сместилась от нейтрального „не хочу разбираться“ к полностью совпадающей с официальной позицией в отношении войны. То есть произошло именно то, для чего работает пропаганда, трудятся спецслужбы и чего очень хотелось российским начальникам.
Для меня это выглядит вполне понятной адаптацией личного мнения к тому, которое требуется для комфортной жизни внутри государства, начавшего вторжение и стремящегося обосновать его для своего населения.
Разумеется, это не происходит за один день. И разумеется, есть небольшой процент людей которые сохранят внутреннюю дистанцию от «новой нормы». Но нейтральная масса — будет вынуждена научиться жить внутри нарративов про «бандеровцев», «восемь лет бомбили», «мы были вынуждены отвечать на агрессию НАТО»
Сначала эти люди привыкли и нормализовали для себя всю эту риторику. Дичь стала обыденной и привычной. Потом, не очень задумываясь — они стали использовать ее в общении. А потом (вот как раз в течении первого года) произошло внутреннее согласие на исполнение новой роли.
Но, разумеется, нужно было обосновать для себя произошедшую перемену. А что надёжнее, чем представить жертву недостойной сочувствия — а то и спровоцировавшей агрессию?
no subject
Но в принципе, позицию вида «Российская оппозиция никому ничего не должна, особенно украинцам» еще Макс Кац через полгода после войны сформулировал и с ней тоже все нормально.
100%
При этом, украинцы ничего не должны российской оппозиции, если та не помогает нам и не содействует реализации наших целей.
no subject
Это да. Хотя мне кажется, любая российская антивоенная оппозиция помогает в итоге и украинцам. Так что отталкивать эту оппозицию от совместных действий — так себе стратегия.
no subject
Хотя мне кажется, любая российская антивоенная оппозиция помогает в итоге и украинцам. Так что отталкивать эту оппозицию от совместных действий — так себе стратегия.
Откуда вывод, что релоканты = оппозиция?
Ии откуда вывод что релоканты готовы к каким-либо действиям, которые помогают Украине? Для меня, эти люди довели Россию до войны и выехали куда-то. Не понимаю, зачем они выехали? Захотелось жить в Европе или Америке?
no subject
Я отвечал на вашу фразу "При этом, украинцы ничего не должны российской оппозиции, если та не помогает нам и не содействует реализации наших целей." — откуда вдруг появились релоканты?
no subject
Да, релокантов я случайно притянула из другого диалога.
Но о каких ДЕЙСТВИЯХ российской оппозиции вы пишете? Я знаю, что люди, называющие себя оппозицией, выступают против санкций, накладываемых на российский бизнес. Они делают что-то еще?
no subject
У меня более локальное представление об оппозиции. Не в курсе чтобы кто-то из россиян реально мог что-то там сделать против санкций.
Знакомые организации собирают гумпомощь, организуют протесты против европейских партий, которые пытаются нормализовать отношения с россией или ограничить права мигрантов, юридически помогают беженцам.
no subject
Знакомые организации собирают гумпомощь, организуют протесты против европейских партий, которые пытаются нормализовать отношения с россией или ограничить права мигрантов, юридически помогают беженцам.
Боже! Какие молодцы!
no subject
Сарказм? Ну так и украинские организации занимаются похожими вещами. Из заметных отличий, наверное, только помощь военным, печать дронов на 3D-принтере и т.п.
Вариантов окончания войны ни те ни другие не предлагают.
no subject
Сарказм?
Да, сарказм. Российской оппозиции как политической силы, которая предлагает альтернативные решения, борется за смену власти и готова взять на себя ответственность не существует.
no subject
Ну так ее не существует, потому что любая оппозиционная и тем более антивоенная деятельность в россии запрещена.
А за границей оппозиции как политической силы быть не может.
Могут быть люди, желающие взять власть. Но какую бы они ответственность на себя не были бы готовы взять — их готовность не стоит ничего, пока текущая власть в россии стабильна.
no subject
"Во-первых, купюры грязные. А во-вторых — почему так мало?!"(тм)
(frozen comment) no subject
(frozen comment) no subject
Этот образец спокойного и взвешенного анализа я даже открою для мира (правда, вас забаню).