![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
адаптация, как и был сказано
Вчера один россиянин рассказал мне о том как менялось его отношение к Украине и украинцам (ссылка на тред).
Я перескажу своими словами — он утверждает что изначально нейтральное отношение большинства его знакомых к украинцам в течение первого года войны изменилось на агрессивно-негативное. Из-за того что украинцы говорили им неприятные вещи в соцсетях.
И в это изменение я готов поверить. Но там где начинается объяснение причин...
Очень возможно что украинцы вели себя агрессивно в соцсетях. Все мы взрослые люди и знаем — Интернет такое место где часто происходит словесная агрессия.
И что? Обидные слова становятся причиной поддерживать войну против их говоривших? Ракетные обстрелы и уничтожение их городов? Как-то того, перебор.
Мне кажется, проблема совсем не в чужих, сколь угодно обидных словах — а в том, что внутри уже зрела готовность согласиться с агрессией своего государства. А нехороший комментарий в соцсетях стал лишь удобным поводом, чтобы разрешить себе это согласие.
Судя по описанию, позиция россиян сместилась от нейтрального „не хочу разбираться“ к полностью совпадающей с официальной позицией в отношении войны. То есть произошло именно то, для чего работает пропаганда, трудятся спецслужбы и чего очень хотелось российским начальникам.
Для меня это выглядит вполне понятной адаптацией личного мнения к тому, которое требуется для комфортной жизни внутри государства, начавшего вторжение и стремящегося обосновать его для своего населения.
Разумеется, это не происходит за один день. И разумеется, есть небольшой процент людей которые сохранят внутреннюю дистанцию от «новой нормы». Но нейтральная масса — будет вынуждена научиться жить внутри нарративов про «бандеровцев», «восемь лет бомбили», «мы были вынуждены отвечать на агрессию НАТО»
Сначала эти люди привыкли и нормализовали для себя всю эту риторику. Дичь стала обыденной и привычной. Потом, не очень задумываясь — они стали использовать ее в общении. А потом (вот как раз в течении первого года) произошло внутреннее согласие на исполнение новой роли.
Но, разумеется, нужно было обосновать для себя произошедшую перемену. А что надёжнее, чем представить жертву недостойной сочувствия — а то и спровоцировавшей агрессию?
no subject
Не спорю с постом, но хотел бы добавить.
ИМХО, описанный flover3 процесс есть во многом наглядный пример того, что в целом происходило с россиянами в первый месяц войны. Потому что не только Путин, а и многие россияне "относились нейтрально" именно потому что в душе думали "да, в Украине есть немного нациков, но большинство рядовых украинцев относятся позитивно к россиянам". А вот когда эти рядовые российские обыватели увидели что БОЛЬШИНСТВО обывателей украинских после 2014 относиться к рядовым россиянам с позиции "да пошли вы на три буквы, отстаньте от нас, а если припрётесь сюда на танках нас освобождать - лучше умрите", то у людей вышел в некотором роде когнитивным шок. После которого за отсутствие пиетета к русским, "которые пришли их освобождать", в "нацики" записали уже практически всех украинцев.
no subject
россияне не умеют думать в политическом смысле, потому что россияне не нация, а поданные московского царя.
а поданным за политику думать не положено - за них думает царь.
сейчас большинство россиян из несоюзных стран ненавидят Германию, а не США, как было еще недавно - потому что телевизор объясняет россиянам как и что думать.
а если кто из россиян не смотрит телевизор, то есть проплаченные блогеры в телеграме пояснят или соседи, обсмотревшиеся телевизора.