cantanapoli: (Default)
[personal profile] cantanapoli

Несколько раз на глаза попадались истории о советском подавлении пражского восстания 1968-го, которые строились по одному шаблону — советские войска вьезжают в Прагу, им запрещено стрелять по протестующим, поэтому чехи делают что хотят — кидают в танки коктейли молотова и камни, стреляют по солдатам едущим на броне.


Потом на сцене появляется восточногерманская армия, которая ведет себя совершенно по иному: стреляет по демонстрантам, переезжает танками баррикады вместе с их защитниками, избивает прохожих.


Все это дается из позиции «вот как с ними надо было, по другому они не понимают». Рассказывается это обычно от лица очевидца — советского солдата.


Все это весьма интересно и поучительно, если бы не одно большое НО:


Восточногерманские войска НЕ УЧАСТВОВАЛИ в подавлении Пражской Весны. 

То есть да, формально военные силы пяти стран Варшавского договора были мобилизованы на подавление «мятежа», но 80% военного присутствия обеспечивал сам СССР. За ним шли военные силы Польши и Венгрии, дальше была Восточная Германия и маленькая Болгария.


Но войска ГДР в последний момент было решено не вводить в города, они остались тусоваться в районе чешско-германской границы в качестве резерва. Говорят причиной была нежелание советского руководства вызывать ассоциации с 38-ым годом и тогдашней оккупацией Чехословакии.


Откуда тогда взялись в народной памяти молодцеватые гансы в хромовых сапогах, лупящие предателей-чехов стеком по лицу?



У меня два невзаимоисключающих ответа. Это может быть классическая конфабуляция участника событий, который пишет через много лет воспоминания, где правда смешивается с вымыслом и рассказами друзей и знакомых. И это могла быть вполне осознанная попытка советской пропаганды перевалить основную часть ответственности («а мы чего, нам даже стрелять запретили») на остальных участников нападения.


P.S. Пока писал вдруг подумал что все построение истории мне кажется отчаянно знакомым.


И напрягшись даже вспомнил откуда — у Стругацких в «Граде Обреченных» есть сцена, где главный герой, весь из себя советский идеалист-комсомолец, становится следователем. И как он потом с завистью наблюдает как его коллега, Фриц Гейгер, бывший солдат вермахта, «белобрысая бестия» кулаками выбивает показания из задержанного бандита.


Сама книга была написана по времени как раз рядом с событиями в Праге, но разумеется, не была опубликована аж до последних лет Перестройки.


Date: 2025-09-01 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] victorlv.livejournal.com
Советские войска вводились из ГДР. Оттуда и ассоциация.

Date: 2025-09-01 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] cantanapoli.livejournal.com

Я не думаю чтоб чехи не способны были отличить.

Date: 2025-09-01 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com

но разумеется, не была опубликована аж до последних лет Перестройки.


Нет, не до последних. Скорее — в первых годах.


В 1987 году отрывок с игрой в шахматы Воронина и Великого Стратега был опубликован в журнале «Знание — сила» (№ 12), и в первом номере за 1988 год вышел фрагмент из третьей части о событиях в редакции возглавляемой Ворониным газеты сразу после переворота. Некоторые фрагменты третьей части печатались в газете «Ленинградский рабочий» (4, 11, 16 и 25 сентября 1987 года). Полный текст романа был принят редакцией журнала «Нева», после чего текст подвергся очередной литературной правке, которая затронула ключевой финальный эпизод романа. Переработку и подготовку рукописи к печати осуществлял, по-видимому, Борис Натанович Стругацкий в одиночку, хотя документально она не обозначена никак. По настоянию редактора текст разбит на две книги, что давало возможность намекнуть, будто книга первая написана давно, а вот книга вторая закончена якобы только что. Были поставлены следующие даты написания: «1970—1972, 1975, 1987». В комментарии Борис Стругацкий назвал эти даты фиктивными, хотя они отражают основные этапы работы над текстом. «Первая книга» (первые три части) вышла в № 9 и 10 журнала «Нева» в 1988 году, а «книга вторая» (оставшиеся части) в 1989 году в номерах 2 и 3. 


Последние годы Перестройки — это 1991-1992. В 1993 никаких следов от Перестройки уже почти не осталось.


PS Очень сомневаюсь в версии "конфабуляция". Версия гнусно воняет великодержавным пропагандонством. "Как?! Наши? Да никогда! Мы же несем народам мир (русский?) и добро!" Обычная блевотина.


Date: 2025-09-01 05:38 pm (UTC)
From: [identity profile] rubi-khvosty.livejournal.com

Эту историю рассказывали ещё в начале семидесятых

Date: 2025-09-01 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] beargrizly.livejournal.com
Думаю, сознательная дезинформация.
Интернет очень способствует такого рода обману публики.
Вспомнились рассказы «очевидцев» маленькой Гражданской войны в России случившейся в октябре 1993. Рассказы сочиненные главным образом для того чтоб заклеймить «бесчеловечный антинародный режим Ельцына» и вызвать сочувствие к восставшим против Ельцына макашовым и баркашовым.
Некоторое время я принимал эти рассказы за чистую монету. А потом немножко задумался, сопоставил с другими рассказами…
Путин и его режим дезинформации, разнообразному оболваниванию людей придают особенно большое значение. Думаю, тратят на это огромные деньги и задействуют немало людского ресурса.

Date: 2025-09-01 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] victorlv.livejournal.com
Могли и переодеться на границе. На танках маркировки армии не было, только номера. Роты-другой вполне хватило бы чтобы остаться в памяти. Дворец Амина тоже «не советская армия» брала. У их там нетов давние корни.
Вполне возможно что рота ГДРвского спецназа отметилась.

Date: 2025-09-01 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com

Ну что вы, какая еще Перестройка в 92 году — она всяко кончилась с Советским Союзом вместе. А на самом деле — году в 89, когда Перестройка сменилась Выживанием.

Date: 2025-09-01 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] tolstyjnemez.livejournal.com

Советских солдат как ни переодевай, перепутать ни с кем невозможно.

Date: 2025-09-01 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com

Можно спорить. Но я не стану. :-)

Date: 2025-09-01 08:05 pm (UTC)
From: [identity profile] stefan-blog.livejournal.com

так єти статейки (https://vk.com/wall13739532_13801) — шоб вину за жестокости на тевтонцев валить{навешивать в литературных фантазиях], типа советские прогрессоры - самые цивилизованные. Эту игру на межнародную аудиторию и в 2022 повторили, напустив бурятов в киевскую область чтоб валить на них жестокости к мирным. Папский престол ещё подключился эту диснеевскую сказку развивать (https://cantanapoli.livejournal.com/529737.html?thread=3643721#t3643721), потом закрепил молитвой о Дарині Дугіной (привычная поддержка обывательского мифа о духовной россиюшке, в манере тех сюжетов, где распутину приписывается зло совращения царской семьи; неудивительно, что всякие антиглобалисткие американцы валят ещё подписывать контракт с передовой армией добра и света, а потом удивляются что их сразу в героические трупы переводят)

Date: 2025-09-01 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] artroof.livejournal.com

Ерунда какая-то!!!...:(((. Ни одного факта...:(((. Офицеры из нашего в/городка рассказывали другое.... (у нас тогда полгородка в одну ночь оказались там).

Date: 2025-09-01 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] cantanapoli.livejournal.com
Ничем не могу помочь. Поглядите что пишут серьёзные источники об участии восточногерманской армии в подавлении восстания. Начните с англоязычной Вики, например.
Edited Date: 2025-09-01 10:13 pm (UTC)

Date: 2025-09-02 12:46 am (UTC)
From: [identity profile] katarkon.livejournal.com

В Судетской области войска ГДР тоже в города не заходили?

Date: 2025-09-02 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] dmytro gavryushenko (from livejournal.com)
Показать подлость чехов со словаками, и одновременно свое милосердие — 'да если бы мы мы вели себя, как настоящие оккупанты, они бы нам сапоги вылизывали, ибо привыкли'.

Самооправдание путем опускания жертвы и похвалы себе.

Date: 2025-09-02 09:54 pm (UTC)
From: [identity profile] ffedd-ya.livejournal.com
Нет, это не советская пропаганда — поскольку таких историей было очень много именно в форме народных баек, рассказов отслуживших и так далее.
Это слишком сложный номер для советской пропаганды, направленной "сверху", через официальных людей.


Для первой версии "конфабуляция" — то же не очень, поскольку многие слышали эти истории почти сразу же, а не через много лет.
См например истории из комментов здесь https://dzen.ru/a/YGf4VLIHhgN5VPbR, там куча подобных историй со ссылкой на близких знакомых (и даже лично видивших).


Так что ответа у меня нет.

Date: 2025-09-03 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] beloe_bezmolvie (from livejournal.com)
Англоязычная вики, серьёзный источник. Там наверняка написано, что англоязычные армии победили Гитлера и Сталина, бывшими в той войне союзниками. Верьте англоязычным источникам!

Date: 2025-09-03 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] cantanapoli.livejournal.com
Ай маладца! Побил супостата! Иди съешь похоронный пирожок.

Date: 2025-09-04 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] ugryumy.livejournal.com

В советское время (в 70-е) слышал обе "версии": и про то, что "немцы зверствовали, а нашим запретили" и про то, что "немцев не вводили, чтобы не было у чехов ассоциаций". Причем, что интересно, слышал от одного и того-же человека :)))) (правда в разное время, с разницей в несколько лет, но одинаково убедительно :)) ).

Profile

cantanapoli: (Default)
cantanapoli

January 2026

S M T W T F S
     1 23
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Page generated Jan. 3rd, 2026 02:45 am
Powered by Dreamwidth Studios