cantanapoli: (Default)
[personal profile] cantanapoli

Возможно я был совсем не прав, когда говорил что в нынешней мировой ситуации множество стран постараются стать держателями ядерного оружия.


Очень возможно что дроны сделаются тем что это самое ядерное оружие заменит в сфере взаимного устрашения.


Я не про сегодняшние, разумеется, дроны, которые все еще находятся на фазе развития  «самолеты периода первой мировой»


Дрон будущего, летящий (плывущий, ползущий или едущий) без внимания к нему оператора, сам выбирающий нужную цель и наносящий по ней хирургически точный удар — будет, пожалуй, не менее страшен чем угроза ядерного удара.

Date: 2025-07-11 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] cantanapoli.livejournal.com

Да, только не так красочно.

Date: 2025-07-11 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] dimorlus5.livejournal.com
Так и антидрон, без внимания оператора тот дрон уничтожит. Вот Иран пытался обстреливать Израиль дронами, из более тысячи куда-то попало 2, никто не пострадал. Дроны развиваются, да, но и меры противодействия им развиваются. Дроны относительно дешевы, так и противодействие им дешевеет. До ядерного оружия далеко.

Date: 2025-07-11 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] vasieo.livejournal.com
Стражж птица третьего поколения?

Date: 2025-07-11 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] cantanapoli.livejournal.com

Примерно, только не страж-птица, а скорее "ястреб", который в финале разобрался с ними.

Date: 2025-07-11 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] old-greeb.livejournal.com
Не обязательно одиночный дрон. Вдруг слетающаяся ниоткуда стая мелких птичек (или насекомых, или рыбешек), превращающаяся в здоровенное взрывное устройство. Кажется, еще пан Станислав об этом писал.

Date: 2025-07-11 06:06 pm (UTC)
From: [identity profile] ny-quant.livejournal.com

Если вы про «Непобедимый», то там вроде было не это. Но мысль интересная.

Date: 2025-07-11 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] old-greeb.livejournal.com
Нет, в публицистике где-то — про боевых роботов, маскирующихся под безобидные живые организмы (стаи птиц или насекомых) или какие-то природные явления.

Date: 2025-07-11 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] old-greeb.livejournal.com
Кажется, Summa Technologiae.

Date: 2025-07-11 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] dimorlus5.livejournal.com

Не превращаются, несопоставимо с термоядерным оружием. Их масса и разрушительная способность растет линейно с их количеством, да и взяться им надо именно что откуда-то, из ничего они не самозародятся.

Date: 2025-07-11 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] ny-quant.livejournal.com

Методы борьбы с дронами развиваются параллельно.

Date: 2025-07-11 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] ursusmaritimusk.livejournal.com

Все-таки ЯО — оружие массового поражения, а дрон — индивидуального. Да и по разрушительной силе количество не переходит в качество простым суммированием. Чтобы заменить одну БГ на 15 килотонн в эквиваленте 150 000 дронов с массой БЧ в 100 кг должны ударить в цель одновременно.
Кроме того берем во внимание средства доставки. Как подтянуть незаметно и быстро миллион дронов к другому континенту? Буданова не предлагать :) Той же МБР-маткой? Так дронам в ней "поплохеет" от перегрузок и температур.
Так что ИМХО дроны альтернативой ЯО не станут, хотя, дополнительным средством устрашения стать могут, конечно. И стратеги будущего будут оценивать потенциального противника не по количеству танков, а по количеству дронов поколения N+.

Date: 2025-07-11 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] cantanapoli.livejournal.com

А зачем их подтягивать быстро? Вот болтается в море сухогруз. Идет из Бристоля в Тимбукту. И проходя мимо определенного берега из него вылетает рой дронов. Причем, в отличие от ядерного запуска — происходит это тихо и совершенно незаметно.

Date: 2025-07-11 07:31 pm (UTC)
From: [identity profile] ursusmaritimusk.livejournal.com

Быстро нужно для ответного удара в случае ядерного сдерживания. Если бить первым, то можно и сухогруз, если потенциальный противник резко не поменяется. А то у некоторых то США — враг номер один, то партнер, то опять потенциальный противник, то опять враг в Европу переехал. Так никаких сухогрузов не напасешься.

Date: 2025-07-11 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] dimorlus5.livejournal.com

Ядерная бомба в сухогрузе тоже лежит тихо, и совершенно незаметно, но вреда причинит явно больше, чем те дроны.

Date: 2025-07-12 08:14 am (UTC)
From: [identity profile] karachee.livejournal.com

Что же в этом незаметного? Рой дронов, это куча шума и видимое во всех диапазонах облако. Самая большая фишка ЯО — оно проецирует силу, от которой нельзя защититься. Можно укрыть какую-то часть людей в бункере, но нельзя укрыть всех людей, нельзя защитить инфраструктуру и пр. А любой рой дронов вполне себе сбивается другим роем дронов. ЯО — ультимативный меч, против которого не существует щита, дроны — предлагают не более чем фехтовальный поединок, который выиграет тот, у кого их больше. Соответственно опять таки страна более богатая и более технологически развитая.

Date: 2025-07-12 08:22 am (UTC)
From: [identity profile] cantanapoli.livejournal.com

Что значит "не существует щита"? Очень даже есть, причем ровно тот же что и в дроновом случае — развитая ПВО.


Ядерное оружие, вы в этом правы — имеет демонический ореол, тщательно разрекламированный литературой и кинематографом. Этот ореол, кстати, не уникален. Когда-то им обладали, скажем, пулеметы, танки или тяжелые бомбардировщики.


Ваше легкое отношение к дронов связано с тем что технология, откровенно молодая. Как я и говорил — самолеты эпохи первой мировой. До Герники и до Дрездена.

Date: 2025-07-12 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] dimorlus5.livejournal.com

ПВО не может защитить от ЯО, не бывает герметичного ПВО, а даже одна пропущенная [термо]ядерная БЧ наносит неприемлемый ущерб. Ну и доставка ЯО по воздуху — не единственный способ. Единственный способ противостоять ЯО — это угроза ответного применения ЯО. Что же до дронов, то беспилотные (безэкипажные) средства нападения существуют и развиваются уже более 100 лет (охрененно молодая технология, ага, ЯО помоложе будет). Сами они выбирают цель, наводятся людьми, или поражают что попало — не такая уж принципиальная разница. Дроны, как и прочее конвенциональное оружие, линейны, для большего эффекта надо больше дронов, выигрывает, и сильно не сразу тот, кто может производить больше, и/или более развитое, ничего нового. Один дрон, десяток, сотня, тысяча, 10000 — они не наносят неприемлемого ущерба противнику, а сделать их 100500 миллионов — кишка тонка.

Date: 2025-07-12 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] cantanapoli.livejournal.com

Ну давайте все-таки вы не будете говорить глупости. Современные дроны не были возможны ни сто лет назад, ни даже тридцать. Все что было возможно — крылатые ракеты с предзаписанной траекторией полета. И стоимостью сравнимой с самолетом.

Date: 2025-07-12 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] dimorlus5.livejournal.com

Беспилотные летательные аппараты появились в промежутке между первой и второй мировыми войнами. Торпеды — еще раньше. Дистанционные средства наведения, средства самонаведения, появились и начали применяться преимущественно во время и сразу после WWII. Крылатые и баллистические ракеты появились и применялись во время WWII. Если вы не знаете истории развития техники, это нормально, но не надо обвинять тех, кто знает в глупости. Разведывательные и ударные беспилотники примерно 30+ лет как активно применяются, как и барражирующие боеприпасы. Более-менее новое — это FPV барражирующие боеприпасы, но сравнивать их с ЯО как-то да, глупо.


PS А так, современное что угодно не было возможно раньше. Ни современная ракета, ни современный танк, ни современный самолет, ни современный корабль — все развивается, и старым противостоять современному становится трудно, вплоть до невозможности. Из этого не следует ничего, кроме того, что все надо развивать, если не хочешь проиграть.

Edited Date: 2025-07-12 09:19 am (UTC)

Date: 2025-07-12 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] karachee.livejournal.com

Развитая ПВО не может справиться и с конвенционным гиперзвуком, а с баллистическими ракетами и развитая ПРО справляется только в случае ограниченного пуска. Никакой массовый ядерный удар, тем более в несколько волн, тем более включающий в себя меры по подавлению ПРО, остановить нельзя ни сегодня, ни завтра.

Дроны, в перспективе смогут действительно многое. Например убить всю логистику, так как утопить корабль толпой им раз плюнуть. В том числе корабль, который сам везет дроны. Так что тут опять таки баш на баш. Сбивать самолеты, транспортники и пр. тоже очень просто. Потому что в обоих случаях им помогает гравитация. А вот обрушение мостов, для дрона уже проблема, мощностей не хватает. Против любого бункера или дота дрон никто и звать его никак. Дрон это просто гибрид умного снаряда с умной миной, но за объем разрушений в произвольной точек пространства отвечает далеко не ум.




Date: 2025-07-11 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] tezet.livejournal.com
"Дрон будущего, летящий (плывущий, ползущий или едущий) без внимания к нему оператора, сам выбирающий нужную цель и наносящий по ней хирургически точный удар — будет, пожалуй, не менее страшен чем угроза ядерного удара." а ежли этот дрон снабдить и ядерным оружием?

Date: 2025-07-11 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] cantanapoli.livejournal.com

Дорого.

Date: 2025-07-12 08:50 am (UTC)
From: [identity profile] dimorlus5.livejournal.com

Ядерное оружие и предполагает доставку беспилотными средствами уже очень давно, с пятидесятых.

Date: 2025-07-11 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] bublik-tm.livejournal.com

Ну да. Вечная дилемма, что хуже — ужасный конец (ядерный удар) или ужас без конца (бесконечные дроновые атаки).


Сейчас как раз проходит крупномасштабный эксперимент — можно ли адаптироваться к дроновым атакам. И мне представляется, ответ — да, можно. Сегодня в Одессе девушка снимала влог в момент, когда шел удар по ТЦК. И серьезно это ее не взволновало. Еще было видео из Одессы — детишки резвятся на мелководье под пролетающими Шахедами. Мне кажется, привыкнуть к ядерным ударам будет посложнее.

Edited Date: 2025-07-11 07:36 pm (UTC)

Date: 2025-07-11 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] cantanapoli.livejournal.com

Неа, не понимаете. Ну вот тут видео в комментарии кинули, оно конечно смотрится фантастикой, но вот является ли оно еще ею?

Date: 2025-07-11 09:38 pm (UTC)
From: [identity profile] dimorlus5.livejournal.com

Является. Это работает только пока такого нападения не ждут, потом находятся способы противодействия, что не так и сложно, учитывая ограничения таких устройств и по времени работы, и по уязвимости, и по маломощности. Они сетку от птиц едва ли преодолеют, их можно просто ярким фонариком ослепить, не говоря о лазере, который их сожжет, не смотря на антиснайперские маневры. Это если на них другой рой дронов не охотится. Их ИИ можно обмануть, зная их устройство подробнее — подавить, а то и перенацелить РЭБ.

Date: 2025-07-12 03:19 am (UTC)
From: [identity profile] bublik-tm.livejournal.com

Вам уже ответили выше. ЯО — оружие массового поражения, то, что показано на видео — оружие для диверсионных операций.


Квадратное с теплым сравнивать бесполезно. Если и сравнивать дроны с ЯО, то по степени психологического воздействия. Тут они хоть как-то сравнимы. Но тогда это шахеды или что-то шахедоподобное. И шахеды по степени психологического воздействия явно проигрывают ЯО. Народ уже привык к шахедам. Если количество запусков увеличится в несколько раз, народ еще немножко побоится, потом привыкнет. Если точность попадания дронов еще увеличится, народ будет бояться еще меньше. А привыкнуть к постоянным ударам ЯО скорее всего будет невозможно. По определению. Народ начнет бросать квартиры, бежать за границу или переезжать в отдаленные деревни.

Edited Date: 2025-07-12 03:26 am (UTC)

Date: 2025-07-11 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] vorontlc.livejournal.com

ЯО концепция. Дрон только доставка.

Date: 2025-07-11 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] zmey-gadukin.livejournal.com
Мы работаем в этом направлении.

Date: 2025-07-11 11:02 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com

Я так понимаю, ущерб от дронов полагается очень и очень значительным — иначе зачем всё дело затевать? Тогда я не совсем понимаю, что помешает в ответ ударить ядеркой — если уж игра пошла совершенно без правил?

Date: 2025-07-11 11:08 pm (UTC)
From: [identity profile] cantanapoli.livejournal.com

Если очень хотеть ударить — вообще мало что может помешать.

Date: 2025-07-12 06:25 am (UTC)
From: [identity profile] sin vicious (from livejournal.com)

дроны могут парализовать мирную жизнь, тем самым разрушая экономику не причиняя практически ущерба гражданской инфраструктуре (жилым домам например). дроны могут остановить работу какого-то завода или заводов, очень точечно, парализовав цепочки поставки и остановив процесс производства, что например для такой внутризамкнутой импортозамещенной страны чревато.


Date: 2025-07-12 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] dimorlus5.livejournal.com

Ну не могут же, ни парализовать, ни остановить. Как и любое другое линейное оружие, дроны масштабируются тупо количеством, и им противостоит количество дронов противника, и разнообразных средств защиты от дронов.

Date: 2025-07-12 06:02 am (UTC)
From: [identity profile] sin vicious (from livejournal.com)

Ядерный удар разрушает всё в радиусе, на что никакая стая дронов не способна. Ты не разрушишь стаей защищенный объект, когда ядерным ударом — на 1-2.

Date: 2025-07-12 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] ugryumy.livejournal.com

вполне возможен ренессанс диражаблей.
Небольшой дирижабль, несущий дроны, летящий на высоте километров 15, где никакие ракеты его не достанут. Вполне возможно и управление через космос или цепочку подобных дирижаблей — ретрансляторов. С поглощающей радиоволны обшивкой. После достижения нужной точки сбрасывает рой дронов, которые уже наводятся на цель — хоть самостоятельно, хоть операторами.
Или один такой дирижабль-дрон с бомбой тонны на 2-3-5

Date: 2025-07-12 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] cantanapoli.livejournal.com

Зенитные ракеты достают на 15 км.

Date: 2025-07-13 05:05 am (UTC)
From: [identity profile] dimorlus5.livejournal.com

Его достанут самолеты, и ракеты воздух-воздух, пока такой дирижабль куда-то доплывет, по тем, кто его отправил уже 88 раз прилетит что-то побыстрее, и потяжелее.

Profile

cantanapoli: (Default)
cantanapoli

January 2026

S M T W T F S
     1 23
456 7 89 10
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Page generated Jan. 11th, 2026 06:24 am
Powered by Dreamwidth Studios