![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
так не будет
По нынешним комментариям очень заметно какое оглушительное воздействие оказала операция Израиля против Ирана (а до того — Ливана, Сирии и Газы) на массовое российское бессознательное.
Израиль и его готовность наносить своим врагам успешные военные удары вызывает у российских наблюдателей противоречивые чувства — и бессознательную зависть, и привычный российский антисемитизм.
Меня это восприятие всегда поражало двойственностью: российские лоялисты хотят видеть свою страну могущественной сверхдержавой, но в то же время — ощущать себя окружёнными изгоями, готовыми к защите от множества внешних врагов как крошечный Израиль.
Так вот, так не будет — потому что ни история, ни культура, ни структура власти в России не дают для этого основания.
Среди совершенно очевидных отличий между современной россией и современным же Израилем есть одно, которое, по-моему, отвечает на вопрос «почему россия воюет не так как Израиль»
Огромный процент израильской элиты — боевые офицеры. И нынешний премьер-министр, и его предшественники — бывшие офицеры армии обороны Израиля.
В отличие от израильского политикума — российская власть черпает элиту не из армии, а из выходцев из КГБ-ФСБ.
И это ключевое отличие, которое очень сильно влияюет на стилистику ведения войны. Все-таки люди, управляющие сейчас россией — никогда не имели опыта реальных боевых действий. Вон, путин даже не служил в армии, обошелся КГБ.
«Легко ли было все это переживать вельможе, никогда не побывавшему ни в одной схватке, никогда не видевшему над своей головой блеска чужого клинка? Прекрасный Камильбек благоразумно всю жизнь выходил на битву не раньше чем его противник был крепко-накрепко связан веревками и положен на землю ничком, лицом вниз, и придавлен сверху двумя стражниками — одним, сидящим на шее, и вторым, сидящим на ногах.» (с) Леонид Соловьев «Повесть о Ходже Насреддине».
Я знаю что дальше мне обязательно напишут про Зеленского, который тоже не служил в армии.
Вы совершенно правы, Зеленского избрали вовсе не как военного президента. Если бы украинцы ожидали того что через три года будет большое вторжение и большая война — выбрали кого-нибудь из военных, наверное. Если бы существующие в российской действительности планы НАТО на войну с россией были правдой — ну наверное бы НАТО подогнало нам кого-то другого.
Но нет, президентом стал Зеленский — совершенно гражданский чел с актерским бэкграундом.
Который, как умеет, управляет страной в ситуации экзистенциальной угрозы ее существованию.
Если Украина сумеет пройти через это испытание и выстоять, — то на выходе у нас, возможно, впервые в современной украинской истории появится новая элита, напоминающая израильскую. Не из кабинетов и ток-шоу, а из окопов, штабов и волонтёрской тусовки.
no subject
Я не о перспективах влияния армии как политической силы, рисков военного переворота — а о том, насколько молодежь и не только молодежь видят возможность жизненной карьеры через армию.
Например такой:
Марк Алексэндер Милли (англ. Mark Alexander Milley; род. 20 июня 1958, Уинчестер, Массачусетс) — генерал армии США в отставке...
Окончил школу Белмонт-хилл[2], получил степень бакалавра политологии в Принстонском университете защитив 185-страничную дипломную работу посвящённую анализу организации партизанских революционных движений[3], курс по международным отношениям в Колумбийском университете, курс по национальной безопасности и стратегическим исследованиям в военно-морском колледже[4], 21-й семинар центра международных исследований программы исследований национальной безопасности[5].
В 1980 году поступил на военную службу по окончании программы подготовки офицеров запаса Принстонского университета. Хотя он прошёл танковую подготовку, большую часть службы провёл в пехотных подразделениях[6].
Милли служил в 82-й воздушно-десантной дивизии, 5-й группе специальных войск[7], 7-й пехотной дивизии, второй пехотной дивизии, объединённом учебном центре боеготовности, 25-й пехотной дивизии, оперативном штабе Объединённого комитета, военным помощником министра обороны в Пентагоне[8][9].
Насколько это реалистично в другой стране — что молодой 22-летний выпускник по специальности "политология" решит пойти в офицеры после института, будет успешно служить и дослужится до Председателя Объединённого комитета начальников штабов?
Ну и наоборот — насколько реалистично, что военный карьерист потом получит соответствующую гражданскую должность?
У нас — малореалистично.