cantanapoli: (Sniper)
[personal profile] cantanapoli
А ведь действительно, прав [livejournal.com profile] taki_net - СССР, даже сравнительно благополучный  СССР 70-ых - был очень бедной страной. Разумеется, для этого нужно вычесть ВПК и экономику спецраспределителей, которые наполнялись исправно - не связанный с военкой и властью народ жил откровенно скудно.


Да, выдавались квартиры после 10-15 летнего ожидания и работы на заводе, да, были бесплатные детсады и школы, но все это особо впечатляло людей, живущих в откровенно неблагополучных странах Африки и Азии. Европейцы и американцы 70-ых по качеству жизни были впереди, и проблема в том что этот разрыв все увеличивался. Вот традиционный уже набор разработок, которые советские инженеры скопировали с западных аналогов. Такое копирование - это в определенном смысле приговор плановой экономике. Списывая из конца задачника ответы - советские инженеры не проходили через множество важнейших стадий разработки, сосредотачивая усилия на качественном копировании. Такие вещи - хуже и дороже (относительно к внутренним ценам СССР) тех, которые разрабатываются с учетом местного рынка (впрочем, за отсутствием такового - даже кое-как скопированные западные вещи превышали качество обычных советских разработок)

Все это более-менее хорошо маскировалось за счет того что у советских граждан в огромном большинстве - просто не было возможности посмотреть как живут люди на загнивающем западе. Да и вообще - вся пропаганда (о, кстати, вот еще что всегда хорошо финансировалось) была направлена на то чтоб люди не пытались рационально оценить качество жизни, которое у них есть в самой лучшей стране на планете.

В результате Валентин Зорин (кстати, до сих пор жив и получил в мае этого года орден Александра Невского за нижеописанные заслуги) перед каждым репортажем тщательно искал самую страшную мусорку самого убогого негритянского квартала в Нью-Йорке или Чикаго, и оттуда рассказывал советским жителям как недолго осталось Америке. Этот стандарт репортажа из любых стран, живущих лучше СССР - позволял держать народ в убеждении что "унасвсехорошолишьбывойнынебыло".

Любителей СССР, традиционно приходящих в комментарии сравнивать количество выплавленного чугуна, выпеченных булок и отстроенных метров жилья, по которым СССР типа всех побеждал - прошу не волноваться. Топить разговор в цифрах советской отчетности, писавшейся одними убежденными коммунистами для других убежденных коммунистов - я не буду. Это статистическая победа становилась все более явной год от года, пока наконец чемпион не исчез как таковой, оставив четвертьмиллиардный советский народ в полной заднице.

Date: 2015-09-11 02:12 pm (UTC)
ext_605364: geg MOPO4 (Default)
From: [identity profile] gegmopo4.livejournal.com
Как пели кода-то в КВН:
Я другой такой страны не знаю,
Я вообще других не знаю стран!

Date: 2015-09-11 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] ygam.livejournal.com
СССР несомненно не был очень бедной страной. в 1975 году Очень бедные страны находились в Африке и Азии. А если сравнить западноевропейские Испанию-Португалию-Грецию-Италию (особенно Медзоджорно) и европейские республики СССР, то у меня совсем нет уверенности в том, где в 1970е годы жилось лучше.

Главная экономическая трагедия постсоветских стран - это что после распада СССР и ликвидации советского неэффективного производства наступила экономическая депрессия, длившаяся дольше мировой депрессии 1930х и вызвавшая более глубокий спад производства. Антирекорд здесь несомненно держит Молдова. На почетном втором с конца месте - Украина.

Date: 2015-09-11 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] taki-net.livejournal.com
Про Африку-Азию у ТС сказано (что они были беднее СССР).

В РСФСР медианный уровень жизни, особенно с учетом качества товаров и услуг (включая в это качнество доступность) - был, несомненно, ниже Южной Европы.

Россияне со вздохом узнавания смотрели фильмы из жизни "простых людей" юга Европы... только вот это были фильмы 1960-х, а россияне были 1970-х.

Мне кажется, что, например, норма постановки на очередь на жилье примерно соотвествовала медианной обеспеченности. Так вот, в большинстве городов РСФСР это было 5 кв. м. на человека, а я бывал в городах, где эта норма была 3.

Date: 2015-09-11 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] zveriozha.livejournal.com
Сейчас, пожалуй, уже Украина держит антирекорд. Опосля обвала гривны в 3 раза в частности.

Date: 2015-09-11 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] ygam.livejournal.com
Я играю с данными Всемирного Банка - у Таджикистана и Молдова приблизительно одинаковые траектории (http://www.google.com/publicdata/explore?ds=d5bncppjof8f9_#!ctype=l&strail=false&bcs=d&nselm=h&met_y=ny_gdp_pcap_pp_kd&scale_y=lin&ind_y=false&rdim=region&idim=country:MDA:TJK&ifdim=region&hl=en_US&dl=en_US&ind=false). В Таджикистане также имела место гражданская война с десятками тысяч жертв.

Date: 2015-09-11 10:28 pm (UTC)
From: [identity profile] ygam.livejournal.com
Этот график (http://www.google.com/publicdata/explore?ds=d5bncppjof8f9_#!ctype=l&strail=false&bcs=d&nselm=h&met_y=survival_to_age_65&fdim_y=gender:1&scale_y=lin&ind_y=false&rdim=region&idim=country:MDA:TJK:UKR:RUS&ifdim=region&hl=en_US&dl=en_US&ind=false) для меня был сюрпризом; если бы меня спросили, в каком порядке стоят эти цифры, я бы дал ответ, противоположный тому, что есть на самом деле.

Date: 2015-09-11 10:41 pm (UTC)
From: [identity profile] cantanapoli.livejournal.com
Да, этот график впечатляет. Вернее - наоборот.

Date: 2015-09-11 10:57 pm (UTC)
From: [identity profile] ygam.livejournal.com
На этом графике видна горбачевская антиалкогольная кампания.

Date: 2015-09-12 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] cantanapoli.livejournal.com
Возможно, конечно. Но может быть и набор событий. Их было в тот момент немало.

Date: 2015-09-11 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] fumiripits.livejournal.com
Да, вот что значит неадекватная политика в отношении оппонентов: в комментариях из поста в пост уныло, одни и те же немногочисленные лица, обсуждений считай что и нету. А могло бы быть по двести комментариев, как когда-то, в старом жжурнале.

Date: 2015-09-11 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] cantanapoli.livejournal.com
Неадекватная политика в отношении оппонентов это уйти от оппонентов?

Date: 2015-09-12 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] cantanapoli.livejournal.com
Я вам не мешаю проводить собственную политику в отношении оппонентов.

Date: 2015-09-12 02:21 am (UTC)
From: [identity profile] zveriozha.livejournal.com
***А могло бы быть по двести комментариев

А зачем? Впрочем, вы очень четко спроецировали свое ЖЖ-счастье на автора..) "шоб по 200 комментариев было!"

Date: 2015-09-12 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] sli1234.livejournal.com
разумные тексты не вызывают желания возражать или самовнушать себе что то

Date: 2015-09-12 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] fumiripits.livejournal.com
Боюсь, ваше мнение довольно мало весит, даже в относительных величинах. Попытался прояснить ваши взгляды и уровень суждений, посмотрев ваш жжурнал — одни перепосты.

Profile

cantanapoli: (Default)
cantanapoli

April 2026

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Page generated Apr. 13th, 2026 07:45 am
Powered by Dreamwidth Studios