cantanapoli: (Default)
[personal profile] cantanapoli
Хоть и с опозданием, но начинаю свою серию о будущем.




А вы в курсе что никакого будущего 500 лет назад - не существовало?

Европейское средневековье обходилось представлением о цикличности времени - "что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем." (Екклесиаст 1:9).

Нет, разумеется люди осознавали что вот он, день сегодняшний, а будет завтрашний, а за ним еще, и так далее. И что там, впереди, будут определенные события - дочь вырастет и выйдет замуж, старики помрут, наследник отравит короля и займет престол...

Но это все были отдельные события из которых никакой картины будущего не складывалось. Жизнь через поколение для средневекового жителя выглядела ничем не отличающейся от знакомого ему положения вещей.Блок здесь крайне уместен (хотя в те годы уличных фонарей еще не изобрели):
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь — начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Все испортила  эпоха Великих Географических Открытий, когда оказалось что вроде бы известный, вечный и неизменный мир содержит огромные неоткрытые тайны, пространства, богатства. Это сейчас может казаться "ну чего, ну открыли", а тогда это было разрушение всей ценностной структуры знания.

Тогда считалось что основным авторитетом по любому поводу есть непогрешимые и всеохватные священные книги плюс примыкавший к ним корпус классических текстов Аристотеля. Все что не было указано в этих источниках считалось либо несуществующим, либо неважным.

И тут вдруг - бац, и целая огромная земля за океаном, причем не одна. Огромное количество фактов вдруг повисли в воздухе, существующая парадигма знания просто не была в силах их вместить. И это повлияло на тогдашнюю Европу много сильнее чем золото, рабы и пряности, привезенные из колоний.

Оказалось что существует БУДУЩЕЕ, которое может быть изменено теми решениями и усилиями, которые предпринимают люди. Началась эпоха, которую Харари называет гуманистической. Здесь разговор не о милосердии, а о том что европейцы стали все больше опираться на мнения и желания человеков. До этого в качестве направляющего момента использовались догмы.

И вот уже половину тысячелетия будущее существует. Сохраниться ли оно в том же виде и дальше, с учетом того что эпоха гуманизма, по тому же Харари - заканчивается, а наступает эпоха алгоритма.

Этот текст и другие мои истории: https://eugeneronin.com

Date: 2018-09-28 12:06 pm (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (Default)
From: [personal profile] vitus_wagner
Что характерно, 1912+25=1937. Через четверть века после написания данного стихотвория было вот что.

Date: 2018-09-28 02:14 pm (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (Default)
From: [personal profile] vitus_wagner
Иллюстрация показалась мне интереснее самой мысли.

Вообще, надо как-нибудь развлечься и написать эссе в защиту циклического времени. А то почему-то все считают что линейное время это хорошо, а цикличекое - плохо.

Date: 2018-09-28 11:16 am (UTC)
From: [personal profile] ichthuss
Вообще-то история рассматривалась как линейная (а не цикличная) как минимум с раннехристианских времён (я, кстати, не уверен, не было ли это нововведением христианства, т.к. у язычников действительно господствовала цикличность). Линия "сотворение - грехопадение - призвание Авраама (первый завет) - пришествие Мессии - искупление - новый завет - последние времена - второе пришествие" ни с какой стороны нне циклична.

Date: 2018-09-28 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] cantanapoli.livejournal.com
Да, я думал об этом, но в отличие от раннехристианских времен - я говорю именно о средневековье, где христианство было уже не просто религиозным течением, а частью государственного аппарата, господствующей идеологией. И существование Церкви определялось не далекими началом и концом мира, а именно повторяющимися ритуалами.

Date: 2018-09-28 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] you-th.livejournal.com
думаю, что с расширением познаваемого пространства, увеличивается всего лишь период цикличности.... и сейчас уже не 500 лет, ну, а например 1 200 лет... всё остальное по Екклесиасту

Date: 2018-09-28 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] cantanapoli.livejournal.com
Цикличности чего?

Date: 2018-09-28 01:20 pm (UTC)
From: [identity profile] you-th.livejournal.com
а ты как думаешь?

Date: 2018-09-28 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] cantanapoli.livejournal.com
Не, в эти игры я не играю. Вы свой комментарий писали, откуда я знаю что вы в виду имели.

Date: 2018-09-28 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] you-th.livejournal.com
я на тривиальные вопросы тоже не отвечаю, пытаюсь (хотя это трудно) представлять, что мой собеседник не находится на уровне примитивизма.

Date: 2018-09-28 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] cantanapoli.livejournal.com
Ну что ж, значит то что вы имели в виду останется загадкой.

Date: 2018-09-28 01:05 pm (UTC)
From: [identity profile] nameless--one.livejournal.com
У меня был на эту тему когнитивный диссонанс лет этак в 12. В науч-поп книжках, которые я тогда массово читал, обсуждался всё ускоряющийся прогресс цивилизации. В то же время вокруг себя я видел совершенно закостеневший в обыденности мир, в котором менялись только цифры годов в календаре.

Date: 2018-09-28 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] nameless--one.livejournal.com
Очень интересно по ссылке.

Демонстрирует насколько перспектива субъективна.

Мои 12 лет - это 1984.

А вот 90-е - совсем другой расклад. СССР распался. В 1994, я обучаясь на теор-физика, понял что теор-физиком не буду. В 1996 обнаружил себя работающим в американском банке. В общем - в 90-е события для меня неслись галопом :)

Date: 2018-09-28 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] cantanapoli.livejournal.com
Безусловно субьективно. Это ж взгляд изнутри.

Я сейчас еще ссылочку дам по поводу темы вечностей и стабильностей, только в порядок приведу.

Date: 2018-09-28 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] scythean.livejournal.com
Да, будущему всего 281 год, его придумал аббат Сен-Пьер в 1737 году ("Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума"). А открытие новых миров в 16-17 веках тут мало что изменило - целые Китай и Япония, куда более развитые, чем ацтеки и инки, были известны давно, но ими особо не интересовались, как и незаморскими дикарями внутренней Африки. Ну есть где-то кто-то нам неизвестный, ну и что? Мир примерно одинаков и не особо меняется.

Profile

cantanapoli: (Default)
cantanapoli

April 2026

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Page generated Apr. 13th, 2026 06:44 pm
Powered by Dreamwidth Studios