Комментировать творчество недавно умершего
sapojnik вроде бы сейчас совсем не ко времени — получается я спорю с тем, кто никак и никогда мне уже ответить не сможет.
С другой стороны это можно рассматривать и по другому — как некую форму посмертного проявления уважения. Сапожник, судя по всему, страстно любил сетевые разговоры обо всем на свете и проводил за ними очень большую часть отведенного ему времени. Так что я своим текстом, так сказать — плесну вина в знак памяти, как делали древние греки, прощаясь с покойным.
( Read more... )
Если очень кратко пересказать содержимое поста то выходит примерно так:
Основной смысл демократии — не быть моральным идеалом, а то что это довольно циничный способ минимизировать кровопролитие в обществе. Вместо гражданской войны мы договариваемся раз в пять лет бросать бумажки в урну и считать голоса. Получается игровая форма насилия вместо реального разбивания голов и выпускания кишок. Когда общество далеко от опыта войн, обычных и гражданских, оно забывает, что демократия существует ВМЕСТО них.
Уважение к правам меньшинств у Сапожника объясняется просто: меньшинства "гадят" в ответ на притеснения — от нелояльности до терроризма. Их умасливают, чтобы они не выходили за пределы "игрового поля" и не возрождали "войну всех против всех". Предполагается, что меньшинства понимают: им идут навстречу с позиции силы.
Без опыта войн меньшинства забывают правила игры и начинают «хамить» большинству, разрушая единственную систему, при которой они могут существовать — потому что при диктатуре за такие штуки их уничтожат.
Я взял этот текст Сапожника потому что он очень «в его» стиле — если начало текста выполнено в ключе либерального рационализма, то продолжение текста, там где про «гадящие» меньшинства и про то как без войны все размякли и расслабились — звучит, к сожалению, уже совершенно анти-демократически.
Это все очень ярко демонстрирует его страсть к тому чтоб сталкивать в комментариях разные фракции и участвовать в получившейся свалке.
Я понимаю что его здешние тексты вряд ли можно считать настоящим отражением его мыслей — скорее всего это всегда была форма интеллектуальной игры. Все-таки политолог, исследователь общества.
Впрочем, сейчас уже не спросишь насколько все это серьезно, поэтому я принял для себя решение писать ответ без всякого постмодернизма, который сейчас сильно не ко времени.
( Read more... )